Категории: Идеи для бизнеса @ 22:20 — Comments (0)

Иллюстрация http://statuspress.com.ua/

Несмотря на сокращение платежеспособности граждан, эксклюзивные торты, пирожные и прочие десерты по-прежнему пользуются спросом. Поэтому для мини-кондитерских работа в премиум-сегменте остается одним из приоритетных направлений

Рынок кондитерских изделий в чем-то напоминает поле битвы. Промедление с маневрами здесь может привести к поражению: не обновляешь ассортимент — теряешь потребителей. По словам Марии Колесник, руководителя аналитического департамента консалтингового агентства «ААА», конкуренция усилилась после того, как некоторые лидеры рынка начали активно развивать производство печенья и вафель. Это усложнило жизнь небольшим компаниям, которые оказались перед необходимостью сворачивать производство массовых изделий и концентрироваться на изготовлении элитной продукции. «Продукт, предлагаемый небольшим кондитерским цехом, должен иметь конкурентное преимущество перед аналогичным товаром крупного производителя. Как правило, это оригинальная рецептура, какие-то уникальные характеристики», — констатирует Александр Балдынюк, президент ассоциации «Укркондпром». Точное количество малых кондитерских предприятий неизвестно, но даже с учетом кафе-кондитерских они контролируют всего 5-10% рынка.

Продукция небольших фирм обычно дороже, чем заводские торты и пирожные. Соответственно, позволить себе это лакомство могут далеко не все. «Небольшие кондитерские пострадали в период кризиса, когда платежеспособность покупателей резко упала. В городах-миллионниках всего 0,5–1% населения могут себе позволить приобретать дорогую кондитерку. Средний класс, который у нас начинал зарождаться, вынужден был резко сокращать расходы», — говорит Мария Колесник.

Собственники украинских мини-кондитерских нашли несколько вариантов, позволяющих держаться на плаву в условиях постоянного усиления конкуренции и давления со стороны крупных производителей. Первый из них — уже упоминавшееся производство элитных тортов и пирожных.

«Ранее я была совладельцем предприятия, производящего торты в Одессе, Киеве и Днепропетровске. Но из-за разногласий с партнером по бизнесу мне пришлось свернуть этот проект и самостоятельно начинать все с нуля — заняться производством элитных тортов на заказ», — рассказывает Алиса Еловенкова, владелица кондитерской мастерской «ТортАлиса». По ее словам, много эксклюзивных тортов за день не сделаешь. «На изготовление одного может уйти день-два, а на заготовки и украшения — до недели. Как художник пишет картину, так и мы делаем торты — они все эксклюзивны и неповторимы», — подчеркивает кондитер.

Второй путь выживания — открытие при кондитерском цехе кафе. Его выбрали, в частности, собственники киевского кафе-кондитерской «Лесная песня», где кроме заказа тортов и десертов можно отпраздновать день рождения либо же провести корпоративный праздник. Как заметила Мария Колесник, основное отличие данных кондитерских в том, что мучные сладости здесь производят небольшими партиями, не позволяющими наладить поставки в магазины и торговые сети. В то же время ассортимент лакомств в таких заведениях, как правило, больше, чем в обычном мини-цеху. «Открытие кафе при кондитерских — прерогатива небольших предприятий. Но все-таки производство кондитерских изделий и ресторанный бизнес — разные сферы деятельности. Если это кафе, здесь совершенно другой подход к подбору персонала, распределению расходов и выручки», — поясняет эксперт.

Третий вариант — специализация на создании кулинарных шедевров к памятным датам и знаменательным событиям. Среди прочих такой путь выбрала Кондитерская мастерская «Квартет», сделав ставку на свадьбы и корпоративы. «Кондитерский бизнес — сезонный, пик продаж приходится на новогодние праздники, декабрь — самый продуктивный месяц в году. Но основным для нас остается свадебное направление. Именно к свадьбам мы производим основную часть наших тортов», — уточняет Виктор Михайлов, директор мастерской. Кроме тортов ручной работы в «Квартете» недавно начали изготавливать пряники. В ближайших планах предприятия наладить серийное производство этих изделий, поставляя их в розничные сети. «Мы все время экспериментируем, делаем всевозможные пирожные и эклеры, показываем их нашим клиентам. К примеру, пряники понравились, и мы решили уделить этому направлению особое внимание. Тем более что перед Новым годом они пользуются большим спросом», — подчеркивает господин Михайлов.


Сетевой сбыт

Методы поиска клиентов у кондитеров достаточно просты. По словам директора «Квартета», часть заказчиков обращается по рекламным объявлениям, остальных приходится искать самостоятельно. «Выбирается целевая группа компаний, которым может быть интересна наша продукция. Мы им звоним, предлагаем, договариваемся о встречах. Главное — активный подход к делу», — убежден предприниматель.

Потенциальным каналом сбыта продукции для кондитерских цехов и мастерских могут стать торговые сети. Правда, мнения предпринимателей относительно целесообразности работы с супермаркетами разделились. «Когда производство налажено и мощности позволяют изготовлять много продукции, нужно выходить на крупные розничные сети. Если в 2002 году товар в сети можно было выставить, скажем, за $100, то сейчас супермаркеты требуют астрономические суммы, — отмечает Алиса Еловенкова. — Зачастую приходится подписывать кабальный договор только потому, что других вариантов нет. По договору обычно нужно выплачивать штрафы и забирать обратно непроданную продукцию. Вдобавок к этому супермаркеты не всегда вовремя отдают деньги, в результате чего не успеваешь рассчитаться с поставщиками сырья».

По словам владелицы мастерской «ТортАлиса», неурядицы в работе с крупными торговыми сетями вынуждают предпринимателей открывать фирменные магазины и выходить на мелкие рынки. Другое мнение на сей счет у Виктора Михайлова, который остался доволен сотрудничеством с розничными сетями. «Мы уже пробовали работать с супермаркетами и поняли, что нам это интересно, поэтому теперь масштабно заходим в несколько розничных сетей, чтобы расширить свои рынки сбыта», — поясняет Виктор.

Стоит отметить, что многие торговые сети, не дожидаясь предложений от частных кондитеров, самостоятельно открывают отделы по производству кондитерских мучных изделий.

«Супермаркеты, не позиционирующие себя как дискаунтеры, часто открывают мини-кондитерские в торговых залах. Сети сами выбирают, в каких магазинах целесообразно размещать кондитерскую. Это, в частности, зависит от суммы среднего чека, — говорит госпожа Колесник. — Для более успешной реализации кондитерских изделий в супермаркетах ставят кофейные аппараты и столики в зале. Это то направление, которое последнее время развивалось для увеличения продаж непосредственно в магазинах розничных сетей».

Помимо постоянно усиливающейся конкуренции и сложностей с сетевым ритейлом еще одна проблема кондитерского бизнеса — текучка персонала. «У меня семейный бизнес и участвуют в нем только свои люди. На данном этапе меня это устраивает, ведь работа профессионала стоит дорого, а когда принимаешь на работу кондитера без опыта работы, его приходиться обучать, после чего он может уйти на «вольные хлеба». К счастью, многие вещи я умею делать сама и стараюсь свои секреты как можно меньше разглашать», — объясняет Алиса Еловенкова. Ценят сотрудников и в компании «Квартет». «Главное наше преимущество — люди, работающие в цеху. Без преувеличения, это художники кондитерского дела», — констатирует Виктор Михайлов.

Помимо кадровых трудностей собственники небольших кондитерских сетуют и на сложности с арендой или покупкой помещения. «У меня был горький опыт аренды помещения. Как только ты сделал ремонт за свой счет, арендодатель начинает повышать цену, понимая, что ты здесь «пустил корни» и менять место тебе невыгодно. В связи с этим лучше приобрести помещение. Даже если оформить на его покупку кредит, это выгоднее, чем зависеть от капризов арендодателя», — убеждена госпожа Еловенкова.

Но связываться с банками готовы немногие кондитеры, поэтому вариант с арендой считают не самым плохим решением.

Если разобраться, иметь собственное помещение не совсем выгодно. Предположим, что только кондитерский цех будет стоить $200 тыс. Получается, что если сравнить стоимость аренды и покупки, приобретение окупится только лет через десять», — информирует Виктор Михайлов.

Свое предприятие он организовал на съемных площадях. «Нам очень повезло арендовать помещение с оборудованием для производства. Позже мы докупили печи и холодильную комнату. Но если со старта приобретать оборудование и отказываться от аренды помещения, получится совсем другой уровень расходов и рисков. Откровенно говоря, я даже не считал, во сколько это обойдется, но, думаю, что лучше начать с аренды», — полагает бизнесмен.


Рецепты выпечки

Решив вопрос с персоналом и помещением, следует позаботиться о выборе оборудования. Его необходимо подбирать в зависимости от типа кондитерского производства. «Для выпечки тортов и пирожных можно использовать одно и то же оборудование, для шоколада требуется уже другая техника. Если планируется производство изделий из слоеного теста, нужна раскаточная машина, если будут выпекать только торты — достаточно печи, миксера, холодильной камеры, столов и кондитерского инвентаря. Очень тщательно нужно подходить к выбору техники, от этого оборудования во многом зависит качество будущей продукции», — разъясняет Ярослав Белостоцкий, технолог кондитерского направления компании «Арсис Украина».

По его словам, стартовать в кондитерском бизнесе можно с $3–5 тыс., взяв в аренду цех с устаревшим оборудованием. «Хорошая же печь, к примеру, немецкого производства стоит около EUR20 тыс. Плюс необходим инвентарь, стоимость которого колеблется от EUR1 тыс. и выше», — говорит эксперт.

Не менее тщательно специалисты рекомендуют выбирать поставщиков сырья. В этом вопросе, по мнению господина Белостоцкого, следует принимать во внимание планируемые рынки сбыта и стоимость продукции. «Очевидно, что если изделия недорогие (к примеру, поставляются в супермаркеты), производители будут выбирать соответствующее сырье. Если же это кондитерские премиум-класса, понятно, что дешевый материал покупать не будут.

Обычно в таких случаях заказывают ингредиенты производства Германии и Италии. К примеру, около 90% загустителей для соковых начинок и стабилизаторов для кремов — импортные. Украинские производители сырья на рынке есть, но они пока не могут гарантировать высокое качество», — резюмирует эксперт.

В то же время, по словам Александра Балдынюка, зачастую малые предприятия с целью экономии используют для изготовления мучной кондитерки некачественное сырье неизвестного происхождения. «Крупные компании жестко между собой конкурируют, контролируя не только качество своей продукции, но и товар коллег. У малых кондитерских предприятий этот контроль отсутствует. К примеру, часто в продукцию добавляются некачественные жиры. Конечно, такой продукт будет дешевле, ведь экономия здесь не только на сырье, но и на прохождении контрольных проверок качества», — утверждает президент «Укр­кондпрома».

Извините, комментарии отсутствуют.

You should have a name, right? 
Your email address, I promised I won't tell it на anyone. 
If you have a web site or blog, you can type the URL right here. 
This is where you type your comments. 
Запомнить контактную информацию.
 
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha