Категории: Идеи для бизнеса @ 22:20 — Comments (0)

Иллюстрация www.sxc.hu

В этом году число покупок в украинских интернет-магазинах удвоится, а рост оборотов интернет-торговли продлится еще несколько лет.

Владельцы украинских интернет-магазинов довольны прошедшим годом — темп роста выручки интернет-торговцев далеко опередил рост розничного товарооборота. Даже по самым осторожным оценкам, в прошлом году оборот интернет-магазинов увеличился в полтора раза — рост дохода обычных магазинов по итогам года не превысил 30%. Антон Мартынов, руководитель проекта audiobooks.com.ua издательства "АудиоПланета", говорит о 200% роста, но делает оговорку, что это зависит от категории товаров. По подсчетам маркетолога интернет-магазина "Мобитрейд" Вадима Дубровина, в 2007 году рынок интернет-торговли вырос на 60-80% по сравнению с 2006-м, а его объем составил от 160 млн до 250 млн долл. В этом году Дубровин ожидает 70-90% роста.


Интернет-магазины: городской бизнес

Несмотря на высокую динамику, в структуре розничной торговли Украины интернет-шопинг занимает менее 0,4%. Для сравнения: в США на долю интернет-магазинов приходится более 2% розничных продаж.

Безоговорочным лидером сетевой торговли остается Киев. Ирина Кодий, и. о. руководителя службы интернет-продаж компании "Фокстрот. Техника для дома", утверждает, что в столице сосредоточено 80% этого рынка и лишь 20% находится в регионах.

Онлайн-торговля — бизнес городской. По данным маркетинг-директора ООО "Супермедиа-Украина" Оксаны Журавель, большая часть покупок через интернет совершается в Киеве — около 60%. Активно развивается интернет-торговля в восточном и южном регионах Украины: на Донецк, Днепропетровск, Харьков, Одессу и Симферополь приходится где-то четверть всех продаж. Западные, северные и центральные области обеспечивают интернет-магазинам не более 15% выручки.


Интернет-магазины большие и маленькие

Согласно рейтингу Bigmir, в январе 2008 года в Украине насчитывалось 3168 интернет-магазинов.

"Всего лишь 2-3 года назад торговых площадок в сети было в 3-4 раза меньше, чем сегодня", — отмечает Вадим Дубровин. "В 2005-м в рейтинге Bigmir была всего одна тысяча магазинов, — подтверждает Ирина Кодий, — только за последний год их количество увеличилось на 50%". Впрочем, по ее мнению, эффективно работающих торговых площадок, составляющих конкуренцию Фокстроту, в сети не более 200. И только примерно у сотни интернет-магазинов годовой оборот превышает $1 млн.

Интересный факт: во всем мире большей популярностью пользуются интернет-магазины, являющиеся филиалами реально существующих. Например, в первой десятке электронных магазинов США восемь принадлежат большим розничным сетям или крупным производителям. В рейтинге крупнейших российских интернет-магазинов уже в 2006-м тринадцать из первых двадцати являлись интернет-версиями реальных торговых компаний.

В Украине дела обстоят иначе — более успешны полностью онлайновые шопы. В двадцатке самых популярных виртуальных торговых ресурсов только одну позицию (17-е место) занимает интернет-магазин крупной розничной сети "Фокстрот". Согласно исследованиям компании Gemius Ukraine, проведенным в 2007 году, в рейтинге спонтанного знания интернет-магазинов покупатели отметили три главных игрока: fotos.com.ua, matrix.com.ua и ozon.ru — все три являются исключительно онлайновыми.

По мнению экспертов, украинские розничные сети выбирают неправильную стратегию продвижения для своих электронных магазинов. По словам Вадима Дубровина, владельцы сетей, выходя на интернет-рынок, не понижают цены на товары, по-прежнему ориентируясь на обычные магазины, и проигрывают онлайновым. Оксана Журавель тоже считает, что торговые компании ошибочно воспринимают онлайн-площадки как обычные торговые точки. Впрочем, большинство розничных сетей создают сайты скорее из соображений престижа ("все делают это"), чем с целью заработка. Им вполне достаточно объемов продаж реальных торговых точек, и электронное направление не является приоритетным.


Интернет-магазины: что продают

По словам Оксаны Журавель, в сети в основном представлены "товары вторичного спроса": компьютерная и бытовая техника, средства связи, косметика, книги, диски, товары для детей и дома. Продукты питания и дорогие предметы (машины, драгоценности и т. д.) вряд ли кто-то будет покупать через интернет, уверяет маркетолог Супермедиа-Украина. Соглашается с ней и Мартынов: "По моим наблюдениям, люди неохотно покупают в интернет-магазинах, к примеру, продукты питания, поскольку невозможно проверить срок годности и качество. Не пользуется спросом и одежда — ее в большинстве случаев нужно примерять".


Цифра рынка

По итогам третьего квартала 2007 года интернетом пользовались 6,5 млн трудоспособных украинцев (21%), что на 3 % больше, чем годом ранее, данные исследования GfK Ukraine. Потенциальным клиентом интернет-магазина является только каждый пятый украинец. Согласно исследованиям компании Gemius Ukraine, только каждый третий пользователь сети совершает покупки через интернет. Исходя из этого украинская аудитория интернет-магазинов оценивается в 2,2 млн человек — это примерно каждый 15 представитель взрослого населения.

Стоимость покупки, совершенной через интернет, колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен долларов. Например, средний чек торговых точек проекта audiobooks.com.ua — 75 грн. "Если говорить о SuperPhoto и SuperBook, — отмечает Журавель, — средняя сумма заказа по фототематике составляет 50-60 грн, по книгам — 80-100 грн". Средний чек в онлайновом Фокстроте равен $180, а средняя декабрьская покупка в Мобитрейде — $450.

И хотя все эксперты уверяют, что доверие покупателей к интернет-магазинам заметно выросло, оплачивать покупки украинцы все равно предпочитают по факту: наличными курьеру, после того как убедятся в качестве заказанного товара. По статистике audiobooks.com.ua тех, кто оплачивает покупку только после доставки, почти 55%.


Интернет-магазины: игры подсознания

По мнению экспертов, украинский рынок интернет-торговли развивается бешеными темпами — по динамике развития он сейчас примерно в два раза обгоняет российский, где ежегодный рост онлайн-шоппинга составляет менее 40%. По ожиданиям Еврокомиссии продажи через интернет в Евросоюзе должны удвоиться через пять лет — в Украине объем торговли онлайн может увеличиться вдвое уже в текущем году. "Рост связан с возросшей доступностью интернета в Украине, — считает Дубровин. — Увеличилось число компьютеризированных рабочих мест, всевозможных интернет-кафе, у многих есть доступ к сети дома".

Впрочем, дело не только в росте числа подключений — заметно возросло доверие покупателей к интернет-магазинам. Эксперты объясняют этот факт выходом на просторы уанета известных крупных розничных сетей: "Эльдорадо", "АЛЛО", "Евросети", — что подсознательно увеличило доверие к дистанционной торговле. Кстати, некоторые специалисты полагают, что даже прогнозируемые на этот год 70-90% роста интернет-продаж — только "разогрев". По их мнению, настоящий бум на рынке онлайн-торговли Украины начнется через год-полтора.


ЭКСПЕРТиза

Ирина Кодий, и. о. руководителя службы интернет-продаж компании "Фокстрот. Техника для дома"

Что представляет собой аудитория интернет-магазинов?

— Я выделяю две категории. Первая — покупатели, которые относятся с опаской к виртуальной торговле. Для них важно "имя", репутация магазина, сертифицированный товар, сервис. Они доверяют крупным стабильным компаниям, которые имеют большую розничную сеть оффлайновых магазинов.

Вторая категория — это люди "ищущие". Они уже поняли, что цены интернет-магазинов отличаются от обычных розничных (порой на ощутимый процент) и нет смысла платить дороже. К тому же "промониторить" цены, характеристики товара и сервис можно не отрываясь от стула, выбрав подходящий вариант.

Выбор интернет-магазина зависит только от цены?

Интернет-магазины расширяют свою сервисную базу, соответственно, низкая цена уже не является определяющим фактором при выборе. Теперь покупатели предъявляют требования к качеству консультации (сайт, телефон, обратная связь), оперативности доставки, гарантиям. Интернет-магазины приобрели постоянных покупателей, процент доверия значительно вырос.

С какой наценкой работает онлайн-торговля?

— Общий уровень наценки определить сложно. Есть интернет-магазины, созданные инициативной группой студентов, им достаточно заработка в 1-3%. Есть узкоспециализированные торговые площадки — они могут привлекать покупателя консультациями, работая с ценами выше рыночных. Но в основном уровень цен в интернет-магазинах ниже, чем, например, в розничных супермаркетах, на 10-30%.

Оксана Журавель, маркетинг-директор ООО "Супермедиа-Украина"

Изменилось ли отношение потребителей к интернет-магазинам за последние два года?

— Да, потребители стали с большим доверием относиться к покупке товаров через интернет, но это стоило больших усилий. Когда мы запустили наши проекты, то столкнулись с тем, что пользователи сети интернет недоверчиво относились к интернет-магазинам. Поэтому мы сформировали три принципа-обещания: доставка, своевременность и удовлетворение покупкой. Если мы не выполняем хотя бы одно из обещаний, клиент получает заказ бесплатно. Сейчас видно, что это помогает людям решиться на осуществление покупки онлайн.

Какие интернет-магазины более успешны: существующие только в сети или те, которые являются филиалами реально существующих?

— Продажа товаров через интернет — это не просто электронная торговая точка, как на нее смотрит большинство розничных сетей. Интернет-торговля требует знаний в таких областях, как онлайн-маркетинг, потребительский подход и информационные технологии.

С какой наценкой работают интернет-магазины?

— В основном с такой же валовой маржой, как и розничные, — чистая наценка в большинстве случаев такая же. У нас нет затрат на аренду дорогого помещения для магазина, но нам необходимо инвестировать в развитую и надежную логистику.

Извините, комментарии отсутствуют.

You should have a name, right? 
Your email address, I promised I won't tell it на anyone. 
If you have a web site or blog, you can type the URL right here. 
This is where you type your comments. 
Запомнить контактную информацию.
 
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha