Категории: Идеи для бизнеса @ 22:20 — Comments (0)

Иллюстрация www.sxc.hu

Засилье неорганических продуктов питания на полках украинских супермаркетов привело к моде на натуральную еду. Теперь чем натуральнее все съестное — тем дороже.

"Это наша суперколбаса — без консервантов, красителей и ароматизаторов", — протягивает сверток Корреспонденту генеральный директор компании Технологические инициативы Сергей Дронков. По его словам, это один из самых популярных натуральных продуктов, востребованных в Украине. Далее следуют "живые" йогурты, бездрожжевой хлеб и органический кофе.

Его компания одна из первых предложила украинцам широкий выбор натуральных товаров с общим названием organic foods и вывела на рынок несколько своих торговых марок. Главное отличие таких товаров — они произведены без традиционных химических добавок в условиях, максимально приближенных к естественным. "Это придумали не мы — в Европе существует целая индустрия продуктов, выращенных без удобрений, — говорит Дронков. — Мы же сегодня только рубим окно в натуральную Европу".

И это окно все шире. По словам финансового директора компании Ольги Мисько, ниша оказалась востребованной и даже в кризисном 2009-м магазины компании не остались без своего покупателя. "Люди начинают обращать внимание, за что именно они платят деньги и стараются покупать органические продукты", — делится наблюдениями Мисько.

Появление так называемой органики стало альтернативой засилью в украинских супермаркетах продуктов, произведенных с применением химических добавок. В свое время выращенные на синтетических стимуляторах "пластмассовые" овощи и фрукты были главным секретом быстрых денег, которым с украинцами поделились западные фермеры и сети супермаркетов.

Теперь же, по словам руководителя отдела маркетинга ассоциации участников органического производства БИОЛан Украина Алексея Соломко, интерес к органическим продуктам из Украины проявляют такие торговые сети, как Metro, Billa и Фуршет. "Берут натуральные продукты из-за их высокой себестоимости на реализацию неохотно, но все-таки берут", — отмечает он. Больше всего его радует, что из стана отечественных производителей органическим производством заинтересовался такой гигант, как Новоукраинский хлебокомбинат, который уже готов перевести на органические стандарты свою легендарную овсянку Геркулес.

"Можно сказать — время органических продуктов пришло и в Украину, — уверяет Соломко и показывает новый дизайн органической пачки Геркулеса. — Для бизнеса на таких товарах ниша в Украине точно существует".

Сами покупатели не скрывают, что полностью перешли на натуральные продукты только когда появились специализированные магазины. Антон Крамник, уже пятый год живущий на органике, вспоминает, как совсем недавно ему было тяжело отыскать среди сплошной "теплицы" натуральные продукты: "Только разве что на стихийных рынках колхозников можно было найти нормальное молоко и настоящие помидоры". Сейчас же Крамник ищет органику в отечественных торговых сетях и уже стал завсегдатаем Натур-бутика. "Я часто бываю в Бельгии, где чрезвычайно популярны натуральные продукты и появление органики на украинских прилавках для меня лично просто подарок небес", — радуется Крамник.


Без химии и примесей

"Съешь синюю таблетку, и я покажу тебе мир без прикрас", — цитирует слова Морфея из фильма Матрица Владимир Супрун — фермер из Василькова (Киевская обл.), который наладил поставку в столицу бездрожжевого хлеба. Он пока первый частный производитель натурального хлеба в Украине, который получил европейскую сертификацию. Поговорить с ним удается только на ходу — Супрун прямо со своего поля улетает в Швейцарию на встречу с европейскими производителями органических продуктов. "Там уже придумали, как выращивать овощи вообще без удобрений — отгоняя насекомых ультразвуком и растительными растворами, — говорит он. И добавляет: "Хочу привезти в Украину такие технологии и вообще экономить на всем".

Пока таких предприятий, как у Супруна, можно сосчитать на пальцах одной руки, а их продукция до последнего времени была представлена всего несколькими видами зерновых и овощей (картофель, капуста, морковь, столовая свекла). "Знали о них только избранные, а покупали единицы", — резюмирует Соломко.

Но в 2009 году все изменилось. Объем внутреннего рынка органической продукции существенно вырос. По словам руководителя департамента маркетинга и продаж компании Крупяной Дом Сергея Левахина, объемы продаж за четыре месяца текущего года превысили продажи за весь 2008 год.

На этой волне БИОЛан планирует расширить ассортимент биологической еды — от овощей и фруктов до молока и мяса. Но экономия на химикатах не означает, что лишенные их продукты стоят дешевле своих традиционных аналогов. Напротив — по словам Соломко, вырастить чистый продукт в Украине уже стоит дороже тепличного производства.

Отсутствие в органике консервантов делает ее транспортировку и хранение настоящим искусством. Например, колбасы без химических примесей могут испортиться в течение дня даже на холодной витрине. В тоже время коктейли и йогурты из органического молока вообще могут храниться несколько часов. "Такие продукты мы заказываем специально под клиента и небольшими партиями", — объясняет продавец-консультант магазина Натур-бутик Марина Евсеева. И поэтому, продолжает она, все натуральное будет стоить на порядок дороже.

Правда, переход на здоровое питание не всегда комфортен. "Когда первый раз люди пробуют органические продукты, то недоумевают — где же знакомые с детства ароматические добавки", — рассказывает Дронков. — Но зато потом приходит ощущение настоящего вкуса продуктов, которое уже ничем не заменишь".

Винницкий фермер Виталий Поступайло уверен, что уже в 2010 году самыми популярными товарами в украинских магазинах станут органическое мясо и молоко. Он уже вовсю торгует органическим молоком, ячменем и мясом по вполне традиционным ценам. У Поступайло простая и твердая логика — земля сама даст то, что нужно урожаю. И пока такая логика работает — в нынешнем году свой первый урожай зерновых фермер снял без единого грамма химии и продал по обычным ценам. И такие как он зарабатывают, прежде всего, на сэкономленных химикатах и удобрениях, которые заменяют естественными аналогами — и раствором чистотела, и простым навозом.

Поступайло не сомневается, что если на такой уровень выйдут и остальные производители органики, то сегодняшние разрозненные "натуралисты" станут главными производителями сельскохозяйственной продукции в Украине.

В 2009 году ассоциация планирует продать не менее 130 тыс. кг гречки, 80 тыс. кг ячменя, 100 тыс. кг пшеницы и 40 тыс. кг овощей. Открытием 2009 года станут экологически чистые арбузы и дыни, выращенные без применения азотных удобрений. Супрун, например, уже договорился с несколькими киевскими магазинами, что этой осенью он привезет им "настоящие" арбузы.

Ассортимент предложенных натуральных продуктов растет вместе с количеством фермерских хозяйств, которые переходят на органические стандарты. По данным Международной федерации движения органического сельского хозяйства IFOAM, в 2008 году в Украине действовало 70 хозяйств, занимающихся органическим земледелием, а общая площадь их земель составляла 240 тыс. га.

Осознавая преимущества таких трендов, в Украине расширяются посевы органических культур, в основном зерновых. Лидеры — хозяйства Полтавской, Черниговской и Харьковской областей. По информации БИОЛана, в Украине в 2009 году рынок натуральной продукции вырос до 400 тыс. грн. Разумеется, сравнивать украинский потолок с рынком стран ЕС в $ 11 млрд невозможно, но, тем не менее, украинские "натуралисты" называют такой рост бурным.

"Если учесть, что в 2008 году внутренний рынок украинской органики измерялся только 20 тыс. грн, то рост в 20 раз за год — это признак быстрорастущего бизнеса, — подытоживает Соломко. — У нас только зарождается органическая культура".

Извините, комментарии отсутствуют.

You should have a name, right? 
Your email address, I promised I won't tell it на anyone. 
If you have a web site or blog, you can type the URL right here. 
This is where you type your comments. 
Запомнить контактную информацию.
 
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha