Категории: Идеи для бизнеса @ 22:20 — Comments (0)

Количество игроков на украинском рынке частной медицины неуклонно растет. И неудивительно. Их привлекает рентабельность в 30% и гарантия стабильного заработка.

Весной журнал Forbes опубликовал ежегодный рейтинг самых высокооплачиваемых профессий в США. И неудивительно, что в который раз пятнадцать первых позиций в нем заняли врачи различных специализаций. При этом не важно, является ли доктор сотрудником государственной клиники или частного медицинского центра.

В Украине профессию врача, так же, как и профессию учителя, принято считать самой низкооплачиваемой. Если не учитывать получение докторами дополнительного заработка в виде «благодарности» от пациентов, то так оно и было, пока медицина всецело находилась под крылом государства. Появление частной медицины постепенно разрушает стереотип о бедности врача. В последнее время в нашей стране открывается все больше многопрофильных клиник и узкоспециализированных кабинетов, предоставляющих платные медицинские услуги. Их рентабельность даже в трудные времена не опускается ниже 25%, а многообещающий потенциал разрешает прогнозировать активное развитие отрасли в будущем.


На свой хлеб

Зарождение рынка частной медицины датируется началом 1990-х. «Первыми были частные кабинеты таких врачей, как стоматологи, урологи, гинекологи, венерологи. Затем стали появляться узкопрофильные медицинские центры и лишь после них – многофункциональные клиники», – вспоминает Татьяна Тимошенко, председатель правления медицинской сети «Добробут». Такая услуга, как стоматология, относилась к разряду платных еще в советские времена. Именно поэтому приватных дантистов называют первыми представителями частной медицины в независимой Украине. На начало 90-х приходится и формирование крупных многопрофильных центров, таких как «Медиком» и «Борис», которые сегодня считаются визитной карточной украинской частной медицины. Их история начиналась с предоставления услуг скорой помощи, затем – комплексных поликлинических услуг. Привлекать деньги для развития было неоткуда, поэтому основатели вкладывали в бизнес собственные средства, арендовали помещения, закупали подержанные автомобили и «не первой свежести» аппаратуру. Кроме стоматологии и скорой помощи, в начале 90-х стала активно развиваться и частная гинекология. Первой клиникой стала «Исида», открытая в 1995 году в одном из корпусов столичной детской больницы «Охматдет».

Помимо реально работающих предприятий на рынке присутствовало большое количество спекулятивных игроков, получивших лицензию, однако реально не занимавшихся медицинской деятельностью. К нынешнему времени их число существенно сократилось. Несмотря на появление солидных частных медучреждений, даже сейчас рынок нельзя назвать цивилизованным и до конца сформировавшимся. По словам Михаила Радуцкого, совладельца и президента клиники «Борис», он находится в зародышевом состоянии. «Можно наблюдать ситуации, когда кабинет гинеколога находится неподалеку от барной стойки. Мне сложно назвать такое медицинской компанией», – говорит глава «Бориса».


Медицинская кухня

По словам Юрия Черткова, директора «Агентства медицинского маркетинга», сейчас на украинском рынке работают около тридцати тысяч частных медучреждений. Это предприятия разной величины и различных направлений деятельности. Между тем, как говорят эксперты, полноценных частных клиник в Украине не более пятидесяти, среди которых крупных насчитывается всего около десяти. Вместе с мелкими игроками они делят рынок, объем которого на сегодняшний день составляет более $1,3 млрд. До наступления финансового кризиса динамика его роста составляла 40% в год, в период экономического спада сократилась до 25% в год. Рынок очень сегментирован. По словам Михаила Радуцкого, основное и наиболее емкое направление в частной медицине – стоматология. На второе место по плотности собственник «Бориса» ставит всевозможные узкоспециализированные центры: кардиологические, урологические, гинекологические и педиатрические. Еще один сегмент рынка частной медицины занимают диагностические и консультативные центры. К таким можно отнести Eurolab – очень влиятельного игрока, который, между тем, работает исключительно в нише лабораторных исследований. На четвертом месте – скорая помощь. Эта услуга сейчас очень развита и присутствует не только в крупных городах, но и в Мелитополе, и в Белой Церкви, отмечает Михаил Радуцкий. Пятое место по объему эксперт отдает госпиталям и пластическим хирургам. Меньше всего заполнена ниша частных многофункциональных центров, предоставляющих полный спектр медицинских услуг.

Наиболее привлекательными сегментами рынка частных медицинских услуг Юрий Чертков называет онкологию и кардиологию. Минимальный объем инвестиций для создания клиник, занятых в этих направлениях, составляет около $20 млн. Вложенные деньги возвращаются через шесть-семь лет. Рентабельность колеблется в пределах 30-35%.

По мнению Константина Степанова, аналитика ИГ «Сократ», быстрые и неплохие деньги может обеспечить открытие небольшой узкоспециализированной клиники. Необходимый для этого объем инвестиций составляет $70-100 тыс., доходность колеблется в пределах 15-25%. «Несмотря на то что крупные центры больше генерируют доход, их рентабельность ниже – 5-8%», – отметил Константин Степанов.


Секреты врачевания

Иного мнения на этот счет придерживается Михаил Радуцкий. Руководствуясь собственным опытом, он утверждает, что рентабельность медцентров уровня «Борис» и «Медиком» достигает 25-30%. При этом и объем инвестиций для их открытия гораздо более существенный. Менее чем за 16-17 млн. евро полноценный современный медцентр не открыть. Желательно, чтобы помещение было не арендованным, а собственным. Поэтому земля и строительство на первом этапе создания клиники являются основной статьей расходов инвестора. Изрядно потратиться придется и на оборудование и медикаменты. В уже функционирующем центре около 50-60% затрат приходится на оплату работы сотрудников. Невзирая на то что зарплата врачей частных клиник в разы превышает оклад работников государственных медучреждений, последние не особо стремятся на приватную территорию. Получая благодарность пациентов, они имеют возможность зарабатывать не меньше своих коллег из частного сектора. «Хороший украинский нейрохирург не пойдет работать на зарплату восемь тысяч евро в месяц», – говорит Михаил Радуцкий. Именно поэтому основная часть медперсонала частных клиник – иностранные специалисты.

По крайней мере, так было до кризиса. С его наступлением отечественные эскулапы потянулись к частникам. Это не единственное изменение в работе приватных медцентров, обусловленное финансовыми неурядицами. Есть две основные сложности, с которыми им пришлось столкнуться – подорожание медпрепаратов и сокращение медицинского страхования. Лекарства и расходные материалы частные клиники покупают за рубежом. У них есть свои поставщики, с которыми им выгоднее работать, чем с украинскими представителями и дистрибьюторами. Именно поэтому они имеют сильную валютную зависимость, что не могло не проявиться в период девальвации гривни. «С учетом нестабильной ситуации на рынке клиники вынуждены закладывать риски повышения цен поставщиков в стоимость своих услуг», – отмечает Татьяна Тимошенко. К примеру, стоимость услуг в клинике «Борис» за год выросла на 50%.

Существенную долю в структуре пациентов частных клиник составляют клиенты с медицинской страховкой. На Западе приватные медцентры работают исключительно по такой схеме. В Украине данная тенденция только зарождается, но, несмотря на это, имеет очень сильное влияние на развитие рынка. В связи с кризисом многие компании существенно сократили социальные пакеты своих сотрудников, что в первую очередь привело к уменьшению страховых поступлений. «Количество желающих получать медицинские услуги по страховке сократилось, что связано прежде всего со снижением реальных доходов населения», – говорит Константин Степанов. Если раньше 25% клиентов клиники «Борис» обслуживались по страховке, то сейчас их число сократилось до 10-11%.


Залечить риски

Кризис практически остановил еще одну тенденцию украинского рынка частных медицинских услуг – открытие страховыми компаниями собственных клиник. Этот тренд появился около восьми лет назад и до недавнего времени набирал обороты. Ярким примером можно считать медицинскую сеть «Добробут». В 2001 году ее основала одноименная СК, посчитавшая целесообразным открыть станцию неотложной помощи. Со временем «Добробут» разросся в полноценный медицинский центр. Татьяна Тимошенко, председатель правления «Добробута», говорит, что пропорция частных и застрахованных пациентов медицинской сети составляет 50 на 50. В клинике страховой группы ТАС эта пропорция склоняется в сторону застрахованных клиентов – там их 90%. Возможность открытия собственного медицинского центра раньше рассматривали и другие СК. Страховщики считают, что это действенный способ диверсификации бизнеса. Иного мнения придерживаются эксперты и игроки рынка частной медицины. «Отсутствует элемент выбора клиники, пациент обязан лечиться на «площадках страховщика», – объяснил позицию Юрий Чертков.

Слабые темпы развития медицинского страхования обусловлены не только кризисом, но и отсутствием законодательной базы, регулирующей частную медицину. На сегодняшний день это одна из немногих отраслей, не контролируемая буквой закона. Отсутствие четких правил игры сдерживает выход на украинский рынок иностранных компаний. Поэтому сейчас количество зарубежных медицинских компаний, работающих в нашей стране, можно пересчитать по пальцам. В 2007 году попытать счастья в Украине решила американская компания Max-Well Biopharmа. Инвестор направил около $60 млн. на строительство онкологического и кардиологического центров Max-Well в Киевской области. Около $30 млн. вложили израильские специалисты в открытие частного онкологического центра «ЛІСОД».

По словам участников рынка, львиная доля российского капитала – в компании Eurolab. По словам Татьяны Тимошенко, украинский рынок частной медицины интересен глобальным зарубежным инвестиционным фондам. Но инвесторы подходят к этому вопросу очень осторожно, предпочитая оставаться миноритарными акционерами. Эксперт полагает, что свою активность они начнут проявлять в 2011 году. Иностранным компаниям интересны сетевые клиники, которые имеют подразделения по всей территории страны. «К нам обращалась иностранная компания, которая хотела выходить на рынок Украины с развитием сети неотложной помощи», – поделилась глава «Добробута». Потенциальный инвестор, по ее словам, – очень влиятельная компания, имеющая около 900 автомобилей скорой помощи по всей территории Европы. Имя этой компании пока не разглашается. Да и не факт, что оно станет известно в ближайшем будущем – все упирается в формирование законодательной базы и развитие частной медицины.

А пока украинские эскулапы, ушедшие на свой хлеб из стен государственных клиник, могут развиваться, не опасаясь конкуренции со стороны именитых зарубежных медцентров. Перед ними неограниченные возможности хорошо заработать и поднять материальный статус профессии врача в Украине.

Извините, комментарии отсутствуют.

You should have a name, right? 
Your email address, I promised I won't tell it на anyone. 
If you have a web site or blog, you can type the URL right here. 
This is where you type your comments. 
Запомнить контактную информацию.
 
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha