Категории: Идеи для бизнеса @ 22:20 — Comments (0)

Иллюстрация http://www.sxc.hu/

Дефицит ресурсов для развития заставляет телекоммуникационные компании продавать бизнес. Шанс сохранить собственность и нарастить капитализацию есть лишь у тех, кто быстро выйдет в регионы и наработает максимальную абонентскую базу

Последние три месяца телекоммуникационный рынок усиленно ломает стереотип «лето — мертвый сезон», чуть ли не каждую неделю преподнося стратегически важные для отрасли события. Так, на прошлой неделе его всколыхнула новость: крупнейший оператор телефонной и мобильной связи (в стандарте CDMA) «Велтон.Телеком» выставил на продажу свое мобильное подразделение. В начале августа стало известно, что инвестиционная компания  Sigma Bleyzer приступила к предпродажной подготовке своего актива — оператора кабельной связи «Воля-кабель» и уже собирает предложения от потенциальных покупателей. В июле европейский холдинг FTH Corvette Telecom купил крупнейшего киевского провайдера IPNET. Даже компания «Укртелеком», несколько раз откладывавшая запуск сети мобильной связи третьего поколения, ускорила строительство и всю вторую половину лета занималась ее техническим запуском в нескольких регионах.


Гонки по регионам

Отечественные сегменты CDMA и интернет-услуг сейчас на подъеме. Рынок CDMA демонстрирует ежегодный стопроцентный рост, тогда как еще два года назад он не превышал 40%. Данные украинской Ассоциации операторов CDMA свидетельствуют, что их услугами пользуются 286 тыс. абонентов, хотя еще полтора года назад таких пользователей было в два с половиной раза меньше. По словам аналитика агентства iKS-Consulting Мыколы Олиярныка, крупнейшие операторы (за исключением «Велтон.Телекома») в месяц набирают от четырех до семи тысяч абонентов.

Не менее популярен и широкополосный доступ в Интернет. По итогам первой половины этого года количество пользователей бродбенда достигло полумиллиона человек, увеличившись за девять месяцев вчетверо. В Киеве благодаря подключению к широкополосному формату физических лиц бродбендом теперь пользуется каждый четвертый. Услуги CDMA зачастую востребованы из-за возможности пользоваться широкополосным доступом во Всемирную паутину. Так, в сети PEOPLEnet более половины абонентов вообще не прибегают к голосовым услугам.

В то же время рынок почти неразвит. По оценкам iKS-Consulting, Интернетом у нас пользуются лишь шесть процентов домохозяйств и только два процента из них прибегают к широкополосному формату. Бурное развитие рынка при фактически свободном поле для действий — идеальный вариант для тех, кто хочет закрепиться на нем и первым снять сливки. «Рынка услуг мобильной связи третьего поколения как такового пока не существует. Есть только компания ”Телесистемы Украины” (PEOPLEnet), которая предоставляет услуги высокоскоростного мобильного доступа в стандарте CDMA. Однако широкое распространение ее услуг сдерживает недостаточное покрытие — оператор едва вышел за пределы городовмиллионников. В сегменте широкополосного доступа в интернет рынок также далек от насыщения. Этим и можно объяснить интерес иностранных инвесторов (покупка IPNET, слухи о готовящейся продаже ”Воли”) — кто-то уже пытается застолбить место на перспективном рынке, кто-то еще выжидает», — считает Мыкола Олиярнык.

Компании «столбят» место в двух направлениях. В первую очередь привлекают новых абонентов. В этом году CDMA-операторы «Телесистемы Украины» и ITC уже заключили контракты с розничными сетями о продаже своих услуг, тем самым рассчитывая увеличить количество новых подключений на 15–20%. В ближайшее время к ним намерен присоединиться и «Интертелеком». Кроме того, стремясь к расширению, компании выходят в почти незанятые регионы. Так, Golden Telecom, Sigma Bleyzer, «Датагруп» активно скупают региональных операторов, стремясь максимально увеличить свое покрытие. «Укртелеком» собирается начать строительство сети третьего поколения на базе технологий UMTS в Крыму (в частности, Симферополе и Севастополе). Этим «Велтон.Телеком» и объясняет своевременную продажу своего подразделения. «У других CDMA-операторов — ITC и ”Интертелекома” — нет радиочастот на востоке страны, поэтому их единственной возможностью выйти в эти густонаселенные области отнюдь не с самым высоким уровнем телефонизации является покупка уже существующего оператора — ”Велтон.Телекома”. У этой компании, наоборот, есть радиочастоты во всех двадцати семи территориально-административных единицах, хотя свои услуги она предоставляет в основном в восточных и центральных регионах», — объясняет Олиярнык.


Бизнес: продать или… продать?

На первый взгляд, действия ключевых игроков лишены смысла. Зачем готовиться к продаже такого перспективного бизнеса? Ответ один: украинскому телекому катастрофически не хватает инвестиций. Застолбить рынок в ограниченные сроки (пока конкуренты не давят) удастся только при больших и регулярных финансовых вливаниях в постройку сетей, региональное расширение и привлечение новых абонентов. К примеру, в PEOPLEnet объем запланированных инвестиций на этот год составляет 180 млн долларов. Начинающаяся борьба за регионы только увеличивает затраты на завоевание рынка. «Сейчас помимо инвестиций в инфраструктуру нужны значительные вливания в маркетинг. Ведь в борьбе за пользователей необходимо учитывать не только прямых конкурентов, но и альтернативные виды связи», — отмечает аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий. Ведущим CDMA-операторам, чтобы нарастить абонентскую базу, придется потратить на маркетинг сотни миллионов долларов.

В итоге им придется либо продать дорогостоящий бизнес (или его контрольный пакет) сейчас либо в ближайшее время, как это делает «Велтон.Телеком», либо готовиться к реализации его части путем выхода на IPO года через два. Иначе из-за отсутствия средств компания попросту не успеет за темпами роста рынка и вынуждена будет уйти.

О намерении вывести свои компании на IPO уже заявили Sigma Bleyzer («Волякабель») и «Датагруп». Компания Sigma Bleyzer даже успела выбрать финансового консультанта — им стал крупный инвестиционный банк Goldman Sachs. Если поглощение «Велтон.Телекома» другим крупным отечественным CDMA-оператором все-таки состоится, шансы объединенной компании выйти на IPO и привлечь средства на свое развитие будут велики. Скупка региональных операторов и погоня за новыми пользователями вполне укладывается в эту стратегию, ведь сейчас капитализация предприятий напрямую зависит от количества абонентов.

Бурное развитие широкополосного доступа в Интернет при фактически свободном поле для действий — идеальный вариант для тех, кто хочет закрепиться на рынке и первым снять сливки

У CDMA-операторов есть еще одна причина расстаться со своим бизнесом. Неувязки с выделенными им частотами (которые также используются для нужд спецпользователей) не дают возможности в разы увеличить число обсуживаемых абонентов. Кроме того, общее количество частот не позволяет предоставлять полный спектр услуг. К примеру, с помощью принадлежащих «Телесистемам Украины» пяти частот невозможно качественно осуществлять передачу данных, голоса и видео. Риски и неопределенность — еще один аргумент, который может повлиять на решение владельцев попрощаться с CDMA.

Извините, комментарии отсутствуют.

You should have a name, right? 
Your email address, I promised I won't tell it на anyone. 
If you have a web site or blog, you can type the URL right here. 
This is where you type your comments. 
Запомнить контактную информацию.
 
Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha